Портал о микрозаймах и онлайн-кредитах

Что делать, если коллекторы звонят на работу

Коллекторы всеми средствами стараются получить от должника деньги, а потому общение с ними, конечно, малоприятно. Однако с ним ничего не поделать в случае, если они не переступают рамок закона. Но что делать, если коллекторы звонят вам на работу?

 Есть ли у них право на это?

Сначала нужно выяснить, имеют ли право коллекторы звонить на работу. Все основные условия, которые коллекторам необходимо выполнять при взаимодействии с должниками, подробно изложены в законодательстве. Оговорено и то, в каких случаях они имеют право звонить работодателю. Делать это разрешается в нескольких конкретных ситуациях:

  • Чтобы уточнить, числится ли человек в штате данной компании.
  • Уточнить, насколько верна предоставленная должником при обращении за кредитом информация – в частности, занимаемая должность и стаж.
  • Попросить должника выйти на связь в случае, если с ним нельзя связаться иным способом. И это важное уточнение, поскольку, если будет доказано, что должник принимал звонки, и с ним свободно можно было связаться, не привлекая работодателя, действия коллекторов будут расцениваться как нарушение.

Во всех этих случаях коллектор не должен рассказывать работодателю, что причина обращения в долге сотрудника, а тем более указывать сумму долга или другую информацию о нём. В противном случае он также совершит нарушение законодательства.

Ещё более грубым это нарушение будет, если представитель коллекторского агентства примется грозить появлением проблем из-за наличия должника в компании, проведением проверок и тому подобными мерами, чтобы работодатель надавил на сотрудника и заставил его отдать долг. За подобную деятельность коллектор рискует понести ответственность как административную, так и уголовную.

Иногда коллекторы звонят на работу даже не самому должнику, а его родственникам – подобное допустимо лишь в случае, если родственник является поручителем, при этом на связь с самим должником выйти не удалось.

 Почему они звонят на работу?

Основная задача, стоящая перед коллекторами, – заставить клиента вернуть задолженность. Для её выполнения они применяют самые разные методы, и звонки работодателям тоже в их арсенале: частенько недобросовестные заёмщики пугаются перспектив дальнейшего разглашения информации об их долгах, и возвращают долг, чтобы коллекторы перестали вредить их репутации. Но в некоторых случаях коллектору действительно не удаётся установить контакт с должником, и он звонит, чтобы найти его, а также подтвердить, что заёмщик до сих пор работает. А значит, способен продолжить выплачивать долг.

Чтобы подвести итог разговору о том, что при звонке на работу должника коллекторы говорить имеют право, а что нет, разберём основные темы разговоров, если коллекторы звонят на работу, и их допустимость:

  1. Для установления связи. Допустимо в разумных пределах (уж точно не каждый день).
  2. Для уточнения, работает ли заёмщик до сих пор в этой компании. Допустимо, если в качестве причины задержек в выплате названа потеря рабочего места.
  3. Чтобы рассказать о наличии долга, причём звонят с этими рассказами обычно не только на работу, но и друзьям, родственникам и т.п. Цель таких звонков – рассказать о вашем долге и нежелании его отдавать как можно большему количеству знакомых, добиться общественного давления. Недопустимо.
  4. Чтобы заставить работодателя надавить на работника. Недопустимо.

В случае если мы имеем дело с пунктами 3 и 4 или просто со слишком частыми звонками, заёмщик обычно понимает, что его права нарушены, но не представляет, как с этим бороться. Кроме того, он часто может считать себя виноватым в том, что не отдал долг, и просто бояться обращаться за защитой в государственные инстанции.

Нужно знать, что наличие долга не отменяет необходимости уважать права гражданина, и в государственных органах разбираются отдельно с долгом (в случае, если на вас подадут в суд по этому вопросу или вы сами сделаете это), и отдельно с нарушениями ваших прав. Можно даже воспользоваться этими нарушениями для того, чтобы взыскать с коллекторского агентства штраф за моральный ущерб. Чёткая и жёсткая позиция, занятая при разговоре с коллекторами, всегда помогает противостоять их давлению.

 Что предпринять?

 Должнику

Как избавиться от звонков коллекторов на работу? Чтобы звонки работодателю не повторились, следует сразу же узнать, насколько правомерной была передача долга коллекторам (есть ли пункты о разглашении информации в договоре).

Чтобы предупредить их, при возникновении трудностей с выплатами на горизонте нужно сразу же поставить в известность кредиторов, и сообща искать пути выхода из ситуации.

Но если всё же звонки, а то и визиты повторились, что делать?

  • Спросите имя и фамилию звонящего, а также название компании, которую он представляет. Затем скажите представителю агентства, что вы обратитесь в правоохранительные органы по вопросу нарушения закона о персональных данных.
  • Напишите в районную прокуратуру соответствующую жалобу.
  • Если коллекторы каким-либо образом пытались давить на коллег, стоит попросить их тоже написать коллективную жалобу – она будет существенно убедительнее вашей единоличной.

Обычно после таких мер коллекторы быстро забывают о каких-то ещё контактах, кроме ваших персональных, а если и продолжают звонки, то только на ваш личный номер.

Но есть и другой вариант, когда коллеги будут настроены против вас и готовы выдать коллектору вашу личную информацию. Тогда следует предупредить их, что они нарушают закон о неразглашении личной информации, и после того, как вы подадите жалобу, могут разделить ответственность с коллекторами.

 Работодателю

В данном случае это личное дело сотрудника, и никакого отношения к работе оно не имеет – работодатель не может увольнять за долги перед банком или предпринимать ещё какие-либо шаги, чтобы заставить работника расплатиться.

Следовательно, со стороны коллектора такие звонки лишь попытка психологически воздействовать на должника. Иное дело, когда последовали угрозы компании. В таком случае можно сделать обращение в прокуратуру, чтобы там разобрались с нарушением со стороны коллекторского агентства.

Помимо этого, нужно помнить, что никакие персональные данные по долгу сотрудника не должны передаваться третьим лицам, включая и коллекторов, что указано в Трудовом кодексе. Руководитель предприятия либо сотрудник отдела кадров, которому поступил звонок, должен отказать коллектору при поступлении такой просьбы.

 Жалобы на действия коллекторов

Если звонки продолжаются, на коллекторов можно пожаловаться. В зависимости от того, насколько они настойчивы и какие нарушения допускают, на них можно пожаловаться в полицию или в прокуратуру.

 НАПКА

Но сначала можно обратиться к другим рычагам воздействия. Например, можно пожаловаться в Ассоциацию Коллекторских Агентств (НАПКА). Чем вам помогут другие коллекторы? Дело в том, что в Ассоциации заинтересованы в том, чтобы коллекторы вели бизнес по профессиональным стандартам, стремясь к тем образцам, которые приняты на Западе, и могут поставить на место зарвавшихся коллег. Крайне желательно при этом предоставить запись разговоров, в которых коллекторы нарушают ваши права, а письменное изложение допущенных нарушений подкрепить подписями свидетелей.

Если это не дало результат, можно обращаться в такие инстанции, как Роспотребнадзор и Роскомнадзор.

 Роскомнадзор

В Роскомнадзор следует обращаться, если при звонках на работу коллекторы разгласили ваши персональные данные (например, объём долга). Это нарушает Федеральный Закон «О персональных данных», и находится в сфере компетенции данного органа. Как банк, так и МФО, и коллекторы не имеют права на передачу информации третьим лицам, и это чётко зафиксировано в законе. Такая информация может быть передана лишь официальным лицам (представителям полиции, прокуратуры, суда, налоговой инспекции) по их запросу.

Обращение в Роскомнадзор необходимо подкрепить доказательствами, наилучшим из которых будет запись разговора, в котором коллектор разглашает ваши личные данные.
Пожаловаться можно прямо на официальном сайте организации, для этого там имеется специальная форма. Ваша жалоба будет рассмотрена, и её результаты будут изложены в письме на электронную почту, которую вы укажете в форме.

Если доказательства будут собраны весомые, то коллекторская фирма может подвергнуться взысканию. А даже если нет – интерес Роскомнадзора наверняка насторожит коллекторов, активных должников, которые жалуются в государственные органы, коллекторы не любят, а потому можно ожидать, что, по крайней мере, звонки на работу они делать больше не станут.

 Роспотребнадзор

После жалобы в это ведомство будет инициирована проверка: Роспотребнадзор потребует документы по кредиту у банка, а если они были переданы в коллекторское агентство – у него. В результате проверки может быть открыто административное дело. Если в действиях коллекторов найдут нарушения, то тем будут грозить наказания начиная от штрафов и вплоть до запрета деятельности. Оставить жалобу также очень просто. Сделать это можно через официальный сайт.

Похожие публикации

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.