Коллекторы всеми средствами стараются получить от должника деньги, а потому общение с ними, конечно, малоприятно. Однако с ним ничего не поделать в случае, если они не переступают рамок закона. Но что делать, если коллекторы звонят вам на работу?
Есть ли у них право на это?
Сначала нужно выяснить, имеют ли право коллекторы звонить на работу. Все основные условия, которые коллекторам необходимо выполнять при взаимодействии с должниками, подробно изложены в законодательстве. Оговорено и то, в каких случаях они имеют право звонить работодателю. Делать это разрешается в нескольких конкретных ситуациях:
- Чтобы уточнить, числится ли человек в штате данной компании.
- Уточнить, насколько верна предоставленная должником при обращении за кредитом информация – в частности, занимаемая должность и стаж.
- Попросить должника выйти на связь в случае, если с ним нельзя связаться иным способом. И это важное уточнение, поскольку, если будет доказано, что должник принимал звонки, и с ним свободно можно было связаться, не привлекая работодателя, действия коллекторов будут расцениваться как нарушение.
Во всех этих случаях коллектор не должен рассказывать работодателю, что причина обращения в долге сотрудника, а тем более указывать сумму долга или другую информацию о нём. В противном случае он также совершит нарушение законодательства.
Ещё более грубым это нарушение будет, если представитель коллекторского агентства примется грозить появлением проблем из-за наличия должника в компании, проведением проверок и тому подобными мерами, чтобы работодатель надавил на сотрудника и заставил его отдать долг. За подобную деятельность коллектор рискует понести ответственность как административную, так и уголовную.
Иногда коллекторы звонят на работу даже не самому должнику, а его родственникам – подобное допустимо лишь в случае, если родственник является поручителем, при этом на связь с самим должником выйти не удалось.
Почему они звонят на работу?
Основная задача, стоящая перед коллекторами, – заставить клиента вернуть задолженность. Для её выполнения они применяют самые разные методы, и звонки работодателям тоже в их арсенале: частенько недобросовестные заёмщики пугаются перспектив дальнейшего разглашения информации об их долгах, и возвращают долг, чтобы коллекторы перестали вредить их репутации. Но в некоторых случаях коллектору действительно не удаётся установить контакт с должником, и он звонит, чтобы найти его, а также подтвердить, что заёмщик до сих пор работает. А значит, способен продолжить выплачивать долг.
Чтобы подвести итог разговору о том, что при звонке на работу должника коллекторы говорить имеют право, а что нет, разберём основные темы разговоров, если коллекторы звонят на работу, и их допустимость:
- Для установления связи. Допустимо в разумных пределах (уж точно не каждый день).
- Для уточнения, работает ли заёмщик до сих пор в этой компании. Допустимо, если в качестве причины задержек в выплате названа потеря рабочего места.
- Чтобы рассказать о наличии долга, причём звонят с этими рассказами обычно не только на работу, но и друзьям, родственникам и т.п. Цель таких звонков – рассказать о вашем долге и нежелании его отдавать как можно большему количеству знакомых, добиться общественного давления. Недопустимо.
- Чтобы заставить работодателя надавить на работника. Недопустимо.
В случае если мы имеем дело с пунктами 3 и 4 или просто со слишком частыми звонками, заёмщик обычно понимает, что его права нарушены, но не представляет, как с этим бороться. Кроме того, он часто может считать себя виноватым в том, что не отдал долг, и просто бояться обращаться за защитой в государственные инстанции.
Нужно знать, что наличие долга не отменяет необходимости уважать права гражданина, и в государственных органах разбираются отдельно с долгом (в случае, если на вас подадут в суд по этому вопросу или вы сами сделаете это), и отдельно с нарушениями ваших прав. Можно даже воспользоваться этими нарушениями для того, чтобы взыскать с коллекторского агентства штраф за моральный ущерб. Чёткая и жёсткая позиция, занятая при разговоре с коллекторами, всегда помогает противостоять их давлению.
Что предпринять?
Должнику
Чтобы предупредить их, при возникновении трудностей с выплатами на горизонте нужно сразу же поставить в известность кредиторов, и сообща искать пути выхода из ситуации.
Но если всё же звонки, а то и визиты повторились, что делать?
- Спросите имя и фамилию звонящего, а также название компании, которую он представляет. Затем скажите представителю агентства, что вы обратитесь в правоохранительные органы по вопросу нарушения закона о персональных данных.
- Напишите в районную прокуратуру соответствующую жалобу.
- Если коллекторы каким-либо образом пытались давить на коллег, стоит попросить их тоже написать коллективную жалобу – она будет существенно убедительнее вашей единоличной.
Обычно после таких мер коллекторы быстро забывают о каких-то ещё контактах, кроме ваших персональных, а если и продолжают звонки, то только на ваш личный номер.
Но есть и другой вариант, когда коллеги будут настроены против вас и готовы выдать коллектору вашу личную информацию. Тогда следует предупредить их, что они нарушают закон о неразглашении личной информации, и после того, как вы подадите жалобу, могут разделить ответственность с коллекторами.
Работодателю
В данном случае это личное дело сотрудника, и никакого отношения к работе оно не имеет – работодатель не может увольнять за долги перед банком или предпринимать ещё какие-либо шаги, чтобы заставить работника расплатиться.
Следовательно, со стороны коллектора такие звонки лишь попытка психологически воздействовать на должника. Иное дело, когда последовали угрозы компании. В таком случае можно сделать обращение в прокуратуру, чтобы там разобрались с нарушением со стороны коллекторского агентства.
Помимо этого, нужно помнить, что никакие персональные данные по долгу сотрудника не должны передаваться третьим лицам, включая и коллекторов, что указано в Трудовом кодексе. Руководитель предприятия либо сотрудник отдела кадров, которому поступил звонок, должен отказать коллектору при поступлении такой просьбы.
Жалобы на действия коллекторов
Если звонки продолжаются, на коллекторов можно пожаловаться. В зависимости от того, насколько они настойчивы и какие нарушения допускают, на них можно пожаловаться в полицию или в прокуратуру.
НАПКА
Но сначала можно обратиться к другим рычагам воздействия. Например, можно пожаловаться в Ассоциацию Коллекторских Агентств (НАПКА). Чем вам помогут другие коллекторы? Дело в том, что в Ассоциации заинтересованы в том, чтобы коллекторы вели бизнес по профессиональным стандартам, стремясь к тем образцам, которые приняты на Западе, и могут поставить на место зарвавшихся коллег. Крайне желательно при этом предоставить запись разговоров, в которых коллекторы нарушают ваши права, а письменное изложение допущенных нарушений подкрепить подписями свидетелей.
Если это не дало результат, можно обращаться в такие инстанции, как Роспотребнадзор и Роскомнадзор.
Роскомнадзор
В Роскомнадзор следует обращаться, если при звонках на работу коллекторы разгласили ваши персональные данные (например, объём долга). Это нарушает Федеральный Закон «О персональных данных», и находится в сфере компетенции данного органа. Как банк, так и МФО, и коллекторы не имеют права на передачу информации третьим лицам, и это чётко зафиксировано в законе. Такая информация может быть передана лишь официальным лицам (представителям полиции, прокуратуры, суда, налоговой инспекции) по их запросу.
Если доказательства будут собраны весомые, то коллекторская фирма может подвергнуться взысканию. А даже если нет – интерес Роскомнадзора наверняка насторожит коллекторов, активных должников, которые жалуются в государственные органы, коллекторы не любят, а потому можно ожидать, что, по крайней мере, звонки на работу они делать больше не станут.
Роспотребнадзор
После жалобы в это ведомство будет инициирована проверка: Роспотребнадзор потребует документы по кредиту у банка, а если они были переданы в коллекторское агентство – у него. В результате проверки может быть открыто административное дело. Если в действиях коллекторов найдут нарушения, то тем будут грозить наказания начиная от штрафов и вплоть до запрета деятельности. Оставить жалобу также очень просто. Сделать это можно через официальный сайт.
Добавить комментарий