Портал о микрозаймах и онлайн-кредитах

Звонят коллекторы – что делать

Коллекторские агентства прочно вошли в нашу жизнь, а особенно в жизнь тех, кто любит брать кредиты, но не всегда – отдавать их.
Конечно, теперь коллекторы обрели «человеческое лицо», и большая их часть имеет мало общего с теми, что были раньше, но и теперь общаться с ними непросто. Если вы попали в сложную ситуацию, не смогли расплатиться вовремя, и оказались целью коллекторов – не отчаивайтесь, ведь в этой статье мы поможем выйти из самых частых ситуаций, возникающих в случае, когда постоянно звонят коллекторы. Расскажем, что предпринять, если коллекторы звонят круглыми сутками, принимаются делать звонки родственникам или на работу, требуют от вас отдать чужой долг. А это не такая уж и редкая ситуация. Как общаться с коллекторами, и куда писать жалобы, если они нарушили ваши права.

Достают по чужому долгу

Сначала о самой неприятной ситуации, которая часто настигает неожиданно. Кто же может ожидать, что от него внезапно начнут требовать вернуть кредит, если он его и не брал вовсе? У такого требования может быть одна из следующих причин:

  • заёмщик указал ваш номер как один из контактных;
  • заёмщик отказался от этого номера, оператор вновь выпустил сим-карту с ним – и она попалась вам;
  • вы родственник должника;
  • вы поручитель по кредиту;
  • произошла ошибка в записи или при наборе, и вам позвонили случайно.

Казалось бы, во всех этих случаях вы не являетесь должником, а значит коллекторы не имеют права вам звонить и требовать возврата долга. Однако, на деле не всё так просто – если вы поручились за заёмщика, а он теперь не возвращает долг, то от вас действительно имеют право требовать выплатить деньги вместо него, ведь в этом и смысл поручительства. После этого вы с ним оказываетесь в одной лодке – можно попытаться надавить на должника, чтобы он выплатил долг или пошёл на переговоры с банком о реструктуризации. Если этого не выйдет, то вам придется, либо выплатить долг (после этого вы можете подать в суд на должника и попытаться взыскать с него эти деньги), либо судиться с коллекторами или банком, интересы которого они представляют.

А вот во всех остальных случаях коллекторы не имеют права требовать от вас деньги. Однако не нужно горячиться, и при разговоре с ними постарайтесь объяснить, что произошла ошибка, и вы никаких кредитов не брали. Одного этого объяснения, скорее всего, будет недостаточно, поэтому нужно будет расспросить звонящего, какие ФИО у должника, и какому банку он должен. После этого можно прийти в банк с паспортом и взять справку о том, что вы ничего не должны, и попросить прекратить звонки от коллекторов по вашему номеру. Если звонки не перестанут поступать, пригласите коллекторов самих убедиться, что у вас нет долга, о котором они говорят. Если и это не даст эффекта, придётся обращаться в государственные органы за защитой – об этом мы ещё расскажем подробнее после.

Звонят родным

Часто можно столкнуться с тем, что коллекторы принимаются делать звонки родственникам, если им не удаётся дозвониться до вас. Они могут требовать от них ваши контакты, всячески угрожая, а иногда и вовсе требуют, чтобы они вернули ваш долг. Как в этом случае действовать, будет зависеть от того, кому именно коллекторы звонят. Если это ваша жена или муж, у коллекторов есть законное право на звонки, а особенно когда супруг к тому же является созаёмщиком.

Помимо этого, у них есть право звонить наследникам в случае смерти заёмщика, поскольку по наследству, помимо достояния умершего, переходят также и его долги. А вот если звонят другим родственникам: родителям или детям, братьям или сёстрам и так далее, то эти звонки незаконны. Их можно пресечь, обратившись в государственные органы.

Методы, которыми разрешается действовать коллекторам

Даже в случае, если ваш долг вырос до очень серьёзных значений, коллекторы всё равно должны действовать исключительно в рамках закона, который отводит им очень скромные полномочия по воздействию на должника. Сами заёмщики часто не знают о том, насколько сильно коллекторов ограничивает закон, и те могут обманывать их насчёт этого, уверяя, что имеют право изъять имущество, чтобы продать его в счёт уплаты долга, и тому подобное. Чтобы не попасться на такое, нужно чётко знать, что коллекторы могут по закону, а что нет.

Коллекторам разрешается: делать звонки, писать как электронные, так и обычные письма, сообщения, делать визиты.
При этом предписывается всегда действовать корректно и проявлять по отношению к заёмщику вежливость. Коллектор должен описать весь механизм возврата долга и чётко изложить, какую сумму необходимо выплатить и, если должник действует по изложенной им схеме, а сумма после выплат по установленному графику начинает расти, и он об этом не предупредил – это также незаконно. Нельзя угрожать и запугивать клиента. Все нарушения, совершаемые коллекторами, могут послужить поводом для обращения в государственные органы.

Как говорить с ними

Что делать, если звонят коллекторы? Как им отвечать? При всём давлении с их стороны, следует сохранять выдержку и не грубить в ответ. Так дело не поправить, даже наоборот, число звонков, скорее всего, ещё вырастет, потому что коллекторы посчитают, что «клиент созрел». Им платят за то, чтобы они общались с кем угодно и возвращали долги, к тому же сотрудников у агентства много. Поэтому не следует углубляться в объяснения ваших обстоятельств и тому подобное. Нужно говорить с ними строго по делу, выдавая им лишь ту информацию, которую они могут сразу же проверить, а затем внести изменения в базу.

Не передавайте им персональных данных, таких как адрес проживания – вы не обязаны делать это. Записывайте звонки коллекторов и предупреждайте их об этом – записи могут послужить как доказательством нарушений, так и, если вам звонят по чужому долгу, просто свидетельством, что ФИО должника не совпадает с вашим. К тому же тот факт, что разговор записывают, поубавит пыла у звонящего, ведь он должен будет держать в уме, что каждое его слово впоследствии может быть использовано против него.

 Обязан ли коллектор представляться

Да. Это первое, что нужно сделать – попросить его представиться. Сделать это его обязывает Федеральный закон «О потребительском кредите» и, если он отказывается представляться, разговор с ним должен быть короток. Он обязан назвать как свои полные ФИО, так и предоставить информацию об организации, в которой работает, какую должность в ней занимает, а также рассказать о кредите, по поводу которого звонит – номер договора, банк, фамилию заёмщика. Коллектор может сослаться на правила компании, которую он представляет, запрещающие предоставлять какие-то из этих сведений. Но никакие правила не должны нарушать законы России.

 Есть ли ограничения на звонки

До скольки могут звонить коллекторы?  Это один из частых вопросов от должников. Ограничения по времени и вправду есть. Как коллекторам, так и банку запрещается звонить в ночное время (с 22 до 8 часов или с 20 до 9 часов в выходные дни), равно как и присылать сообщения. Но количество звонков, увы, законом не ограничивается, то есть формально коллектор имеет право звонить хоть каждые полчаса, и с этим ничего не поделать. На практике до такого обычно не доходит, но с тем, что коллекторы звонят по несколько раз на дню, должники сталкиваются часто.

 Можно ли запретить звонить?

Только если вы не являетесь должником. В этом случае нужно действовать по алгоритму, уже изложенному ранее («Достают по чужому долгу»), и в случае, если коллекторы не отстают, обратиться в Роскомнадзор с собранными документами, доказывающими, что долг не ваш. И там уже поинтересуются, как коллекторы узнают номера телефонов, заставят вычеркнуть ваш телефон из базы, а также установят запрет на звонки.

 Обязательно ли пускать их в дом

Нет, это даже весьма нежелательно. У вас нет обязательства впускать в свою частную собственность кого-либо, кроме представителей государственных структур, к которым коллекторы не относятся. И даже если они представляются сотрудниками полиции, прежде стоит уточнить, из какого они отделения, после чего проверить информацию, сделав в указанное отделение звонок и спросив есть ли в нём такие сотрудники, и дано ли им поручение – выехать по вашему адресу.

Куда писать жалобу

Если коллекторы нарушают закон, постоянно вас преследуя, звоня по ночам, а то и принимаются портить имущество, значит, необходимо предпринять какие-то действия. Например, написать жалобу.

Мест, в которые можно её подать, немало: это Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Центральный банк, Прокуратура, полиция, Федеральная служба судебных приставов (ФССП), даже ассоциация коллекторских агентств (НАПКА).

Первой инстанцией может стать НАПКА – подача жалобы доступна прямо на их сайте. Если ассоциация обнаружит нарушения, и агентство в ней состоит, то они потребуют от своих коллег поумерить прыть, иначе их членство в НАПКА будет приостановлено.

Роскомнадзор следит за защитой персональных данных, поэтому в него имеет смысл обращаться, если ваши персональные данные распространяют. Например, делают звонки на работу и рассказывают там о долге, либо если вам звонят по чужому долгу и требуют его возврата. Жалобу также можно подать через сайт при помощи специальной формы. В жалобе нужно указать суть нарушения, а также, с каких номеров звонят коллекторы.

Роспотребнадзор защищает права потребителя. В него можно обратиться за юридической помощью при подаче иска в суд с тем, чтобы оспорить передачу долга коллекторам, или по прочим случаям ущемления ваших прав как потребителя. Например, именно здесь договор могут признать кабальным и аннулировать, хотя добиться этого непросто. Подавать жалобу также можно через форму на сайте, но ответа, возможно, придётся довольно долго ждать – время реакции на запрос у этого учреждения до месяца.

Можно также написать заявление о вымогательстве в прокуратуру, приложив все собранные доказательства, например,  аудио- и видеозаписи.
Если коллекторы напрямую угрожают вам, и их действия переходят все рамки, следует пожаловаться в полицию.

Вообще, жалобы во все возможные инстанции считаются одним из наиболее эффективных методов борьбы с коллекторами. Это словно их же методы, обращённые против них самих, к тому же вы будете действовать чужими руками. Но, разумеется, подобные жалобы должны иметь под собой реальные основания, и коллекторы действительно должны допускать нарушения.

Бороться с коллекторами сложно и долго. Следует подготовиться к моральному давлению с их стороны, к тому, что они не ограничатся постоянными звонками вам и будут также звонить вашим родным и друзьям, а также на работу. Главное, что следует помнить при общении с ними – нужно всегда оставаться в рамках закона, потому что именно он защитит вас от произвола с их стороны.

Похожие публикации

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.