Портал о микрозаймах и онлайн-кредитах

Доля «плохих» долгов в сегменте микрофинансирования резко выросла

Реструктуризация кредитов в «Альфа-Банке»

Взлет онлайна

При этом наибольший рост показал сегмент онлайн-кредитования: то есть компаний, которые выдают займы через Интернет. Они сокращают издержки на содержание офисов, персонала, накладные расходы и др. За полгода доля онлайн-займов в совокупном портфеле микрофинансовых компаний выросла до 4,9% с 3% (то есть сразу на 63%), свидетельствуют данные анализа СРО “МиР”. В целом онлайн-займы стали единственным видом МФО, которому удалось нарастить свою долю в совокупном портфеле ссуд россиян.  

“Этот тренд сохранится в ближайшие годы. Доля онлайн-займов к концу 2015 года достигнет 10% от совокупного портфеля микрофинансовой отрасли”, – прогнозирует глава MoneyMan Борис Батин.

Интерес заемщиков к дистанционным способам получения денег отмечают и “Быстроденьги”. “Уже 46% всех займов наши клиенты получают на предоплаченную карту компании, позвонив по телефону горячей линии. Доля заемщиков, получающих займ онлайн на именные банковские карты, выросла за год в 4 раза”, – говорит Юрий Провкин.

МФО станет меньше

При этом количество МФО растет не очень быстро. Бум регистраций МФО в России пришелся на 2013 год.

Сейчас в России действует около 5 тыс. микрофинансовых организаций, примерно 230 работает в Петербурге. В целом на Северо-Запад приходится 9% от общего числа МФО России.

“По любым меркам это избыточное количество, и регулятор продолжает чистить рынок. Так, только за август ЦБ исключил из реестра микрофинансовых организаций почти 300 компаний. Если такая динамика продолжится, к концу 2015 года число МФО составит максимум 3000. Одни компании будут уходить из-за требований регулятора, другие из соображений рентабельности”, – прогнозирует Андрей Бахвалов, главный исполнительный директор компании “Домашние деньги”.

Просрочка не растет

У МФО так же, как и у банков, в связи с резким снижением платежеспособности россиян есть проблемы с просроченными долгами. Правда, цифры для обозачения этого показателя для МФО по сравнению с банками совсем другие. Так, по словам представителей рынка, в рамках микрофинансовой модели бизнеса даже 30% невозвращенных долгов – это приемлемый показатель.

По итогам первого полугодия доля “плохих долгов” (просроченной на более чем 90 дней задолженности) оценивается на уровне 23-25%. Однако ситуация с просрочкой по сегментам микрофинансового рынка значительно различается. Например, в сегменте онлайн-кредитования уровень “плохих долгов” существенно ниже среднерыночного.

Большинство опрошенных “ДП” МФО отмечают, что доля просрочки почти не изменилась по сравнению с прошлым годом. “Быстроденьги” сообщают о просрочке в 16% (так же как в 2014), в MoneyMan – 14% (снизилась за полугодие на 1 процентный пункт), “Домашние деньги” сократили просрочку с 33 до 26%, в “ФинТерре” и “Займере” доля не изменилась.

“Называя причины неоплаты, клиенты чаще всего ссылаются на задержку заработной платы, потерю работы и ухудшение материального положения. На конец II квартала 2015 года доля таких причин составила 62%, что на 11% выше уровня аналогичного периода прошлого года”, – отмечают “Быстроденьги”.

Похожие публикации

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.