Портал о микрозаймах и онлайн-кредитах

Кому жаловаться на коллекторов

Навязчивость коллекторов, их постоянные звонки и визиты хорошо известны всем, кто задержался с выплатой кредитов, и даже некоторым гражданам, которые этого не делали, а то и вовсе кредитов не брали. Потому что иногда коллекторы достают также и родственников или знакомых должника, а то и вообще никак к нему не относящихся людей, если произошла какая-то ошибка, а в том, что это именно ошибка, их убедить очень сложно.

Постоянные звонки от коллекторов, иногда и по ночам, их сообщения и визиты мешают нормально жить, заставляют чувствовать постоянное напряжение. К счастью, с недавних пор вступил в силу новый закон о коллекторах. Их и раньше можно было привлечь к ответственности, если положить немало сил. Но теперь сделать это стало гораздо легче, потому что закон чётко регламентирует, что им позволено делать, а что нет. Такая определённость сильно улучшает положение для жертвы коллекторов – теперь понятно, когда и куда можно пожаловаться на коллекторов, чтобы действительно были приняты меры, а не просто дана отписка. В этой статье мы расскажем о законе, как общаться с коллекторами и противостоять им, а также, куда жаловаться на действия коллекторов.

 Закон о коллекторах – самое важное

Выделим главные даже не новшества, а скорее уточнения, делающие нормы закона более работающими, поскольку большинство этих положений имелись в законодательстве и раньше, но толком не применялись.

  • Теперь коллектору не разрешается общение с детьми, недееспособными членами семьи, инвалидами, а также находящимися на лечении в медицинском учреждении.
  • Разглашение информации о долге возможно лишь в случае, если на это имеется письменное разрешение от самого должника. Это разрешение также может быть отозвано при желании должника.
  • Совершенно недопустимы не только угрозы применения силы, но и любые другие формы психологического давления со стороны коллекторов, оскорбления, унижения в адрес неплательщика.
  • Жёстко регламентировано, что звонки в ночное время запрещены. Конкретное время запрета – с 22 до 8 часов по будням и с 20 до 9 часов по выходным. Если записан звонок в ночное время, теперь сразу же можно сразу писать заявление на коллекторов, и обращаться за защитой от произвола.
  • Ограничено количество личных встреч и звонков: встречаться с заёмщиком можно лишь один раз в неделю, звонить – раз в сутки, при этом не более двух раз за неделю. Также ограничено и число электронных писем: максимум два письма в сутки и шестнадцать в месяц.
  • Что при личном визите, что при звонке, что в электронном письме коллектор должен представляться, а также, по требованию должника, предоставить свои контакты, всю информацию об организации, в которой он работает, и о самом долге.
  • Должнику разрешается не общаться с взыскателями, если он того не хочет. Можно вести всё общение с представителями банка и коллекторского агентства через адвоката, причём законодательство разрешает делать это как при личных встречах, так и посредством звонков либо электронных писем.

Как разговаривать с коллекторами и вести сбор доказательств

Столкнувшись с коллекторами, в разговорах с ними нужно решить сразу две задачи:

  1. пробовать решить конфликт по-хорошему, проведя с ними конструктивную беседу, к примеру, если долг не ваш, подтолкнуть сотрудника коллекторского агентства к проверке этого факта.
  2. на всякий случай всегда записывать все разговоры с ними, чтобы в случае нарушений с их стороны, тут же получить доказательства.

Это первое правило – записываем все звонки, визиты, сохраняем письма

Второе – сразу же просим звонящего представиться, назвать должность и организацию, которую он представляет, после чего указать, по какому кредитному договору он взыскивает долг и ФИО должника. Если он звонит по чужому долгу либо из-за ошибки, либо потому что вы являетесь родственником или знакомым должника. А также планирует воздействовать на него через вас, у вас уже будут все данные, что жалоба на коллекторов могла быть подана в любой момент.

Разговаривайте вежливо и не вступайте в полемику. Может быть и такое, что вам позвонят по чужому долгу один раз, выяснят обстоятельства и перестанут. Но если звонки стали постоянными, лучше всего обратиться к кредитному адвокату, который разработает дальнейшую стратегию, при помощи которой можно будет справиться с коллекторами.

Звонки внезапно прекратились. Почему?

Если неожиданно коллекторы прекращают атаковать должника со всех сторон, у него появляется естественный вопрос «Почему?». Ведь сложно ждать, что они просто решили отступить! На самом деле возможно и такое – ведь коллекторы требуют возвращения долга не потому, что это им нравится, а потому что их нанял банк для возвращения своих денег. Причин, по которым коллекторы могут прекратить осаду, несколько:

На должника подали в суд
Деньги взыскать «по-хорошему» (если это можно так назвать) полностью отчаялись и решили обратиться к помощи государства, ведь у суда куда больше полномочий, так, по его решению можно продать имущество. Однако, обычно ни банк, ни коллекторы обращаться в суды не спешат, потому что в суде нередко значительную часть штрафа признают необоснованной и отменяют. Об обращении в суд, но уже со стороны должника, мы ещё расскажем, потому что это одна из тех инстанций, с помощью которых можно вести борьбу с коллекторами.
Вышел срок исковой давности
Об этом должник должен знать и сам – ведь некоторые специально скрываются от коллекторов, переезжая в другой город и меняя телефон, чтобы те до них не добрались. Срок, в течение которого это нужно делать, чтобы долг был списан – три года. Надо ли говорить, что такие меры могут быть оправданы, только если долг очень велик? К тому же едва ли их можно назвать законными, поэтому посоветовать использовать такой вариант при борьбе с коллекторами мы не можем. Так или иначе – если должнику удалось в течение трёх лет ни разу не столкнуться с коллекторами и не принять их звонка, то срок исковой давности истекает и больше они его доставать не смогут.
Срок договора с банком или МФО закончился
Есть два варианта сотрудничества коллекторов с банком – выкуп долга у кредитной организации, и тогда вы будете должны уже коллекторскому агентству, и станете его приоритетным клиентом, и агентский договор, который имеет свой срок действия. Если сотрудничество проходило по второй схеме, и указанный в договоре срок истёк, то коллекторское агентство больше не получает от банка вознаграждения за то, что пытается мотивировать заёмщика расплатиться с долгом. Соответственно, делать это оно перестаёт. Но не стоит расслабляться, если уж банк так хотел вернуть долг, что нанял коллекторское агентство, то вряд ли так просто отступится – можно ожидать скорого возобновления всех этих проблем – договор будет или перезаключён, или нанято новое агентство, или начнётся суд.

Как видите, если звонки коллекторов прекратились, то радоваться рано, сначала нужно выяснить, по какой причине они прекратились, и не вернутся ли вскоре вновь, возможно, с большей интенсивностью.

 Пишем жалобу

Предположим, что они действительно вернулись, и стали доставать вас пуще прежнего, или и вовсе не прекращались, но теперь уже переходят все нормы приличий. Куда в этом случае жаловаться на коллекторов за звонки? Сначала рассмотрим коротко все варианты, а потом поговорим про них подробнее, и расскажем, каким образом должна подаваться жалоба на коллекторов.

Жалоба на коллекторское агентство в прокуратуру

Куда жаловаться на коллекторов:

  1. НАПКА;
  2. Роспотребнадзор;
  3. Роскомнадзор;
  4. полиция;
  5. прокуратура;
  6. суд.
НАПКА (Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств)
Да-да, жаловаться на коллекторов можно другим коллекторам! Если вы будете иметь доказательства нарушений (в первую очередь записи звонков), а нарушитель будет являться членом этой ассоциации – что можно заранее проверить, то вполне возможно, что вашу проблему решат именно здесь. В ассоциации считают важной задачей «отбелить» репутацию коллекторов и окончательно придать им человеческое лицо – то есть сделать их похожими на своих респектабельных западных коллег. И определённых успехов в этом они уже добились. Жалобу можно подать прямо онлайн, на сайте организации.
Роспотребнадзор
Эта инстанция защищает права потребителей, поэтому сюда следует обращаться в случаях, если: ваши персональные данные разглашены без разрешения, договор цессии (передачи долга коллектору) был подписан без уведомления вас об этом, произошло нарушение банковской тайны, договор является по сути кабальным. Со всеми этими случаями в данной организации разберутся. Жалоба в Роспотребнадзор также возможна через его сайт, при помощи специальной формы. Также есть горячая линия.
Роскомнадзор
В последнее время этот государственный орган получил не лучшую репутацию из-за многочисленных блокировок интернет-сайтов (в последнее время его нередко называют Министерством цензуры или другими подобными названиями). Но и он может послужить на благо граждан: в него нужно обращаться в случае, если были разглашены ваши персональные данные. В первую очередь жалоба на коллекторов в Роскомнадзор подойдёт тем, кто не является должником: достаточно записать в разговоре с коллектором ФИО должника, после чего предоставить эту запись, и доказать, что долг не ваш. Обычно после этого Роскомнадзор в принудительном порядке вычёркивает ваш номер из коллекторской базы, и больше вас беспокоить никто не будет. Жалобу можно также подать через сайт либо обратиться лично.
Полиция
Заявление в полицию на коллекторов оправдано в случае, если коллекторы угрожали вам, испортили имущество, а то и воплотили свои угрозы в жизнь, и вы были избиты – конечно, последнее скорее что-то из девяностых, и сейчас такого почти не встречается. Тем не менее, отдельные случаи бывают. Полиция будет заниматься делом в отрыве от кредита – это надо понимать, потому что иногда пострадавшие должники просто боятся обращаться, боясь, что полиция начнёт не только наказывать коллекторов, но и требовать от возврата долга. Нет, это находится вне их компетенции, и смягчающим обстоятельством для нарушителей тот факт, что они таким способом пытались взыскать долг, не послужит. При обращении необходимо собрать все возможные доказательства – заключение врачей, свидетельства, записи.
Прокуратура
Жалоба в прокуратуру на коллекторов может принести результат. Если заявление будет достаточно весомым, по поводу его получения Прокуратура проведёт проверку деятельности агентства, в ходе которой будут изучены его методы работы, а также того, насколько вообще законен его правовой статус. Заявление в прокуратуру на коллекторов – действенный метод борьбы с ними, его образец мы прилагаем к статье.
Суд
Подавать в суд можно при любых нарушениях, причём как на агентство в целом, так и на любого его сотрудника. О перспективах судебного дела лучше заранее узнать у кредитного юриста, его же помощь будет не лишней и в ходе процесса. При наличии оснований для иска и грамотном ведении дела вполне реально получить от коллекторов компенсацию за нанесённый заёмщику ущерб.

Похожие публикации

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.