Сколько это стоит?
Финансироваться работа института финансового омбудсмена будет за счет спецфонда, который составят имущественные взносы Центробанка, взносы финансовых организаций, а также плата за рассмотрение омбудсменом обращений третьих лиц. Для граждан обращение к финомбудсмену будет бесплатным (за исключением случаев, когда это делает за него посредник).
«Банк России, который инициировал принятие закона о финансовом уполномоченном, уверен, что благодаря этой структуре работа с обращениями выйдет на новый уровень. Мы надеемся, что наши потребители получат большое количество быстрых, объективных и профессиональных решений, не теряя права на последующие обращения в суды. Кроме того, будет обеспечиваться баланс интересов при рассмотрении споров», — подчеркнул Валерий Носенков.
В свою очередь Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России продолжит обеспечивать защиту прав потребителей и применение мер надзорного реагирования к нарушителям по вопросам, не связанным с гражданско-правовыми спорами между сторонами.
Заявления на имя уполномоченного будут приниматься централизованно — в электронном виде на сайте, там же можно найти более подробную информацию о Службе финансового уполномоченного.
Независимые эксперты полагают, что сейчас рано делать какие-либо выводы об эффективности института — стоит подождать хотя бы полгода и посмотреть, как изменится статистика и характер судебных споров.
Сергей АвдеевСамолётЪ
Понравился материал? Поблагодари автора
Не по адресу
Граждане направили финансовому уполномоченному 306 обращений в отношении микрофинансовых организаций за первое полугодие 2020-го. К рассмотрению принято 56 из них, рассказал главный финомбудсмен Юрий Воронин. В большей части отклоненных заявлений (55%) отсутствовали имущественные требования к МФО. Например, потребители направляли финансовому уполномоченному обращения, связанные с недобросовестными действиями по возврату задолженности, оформлением займов третьими лицами по чужому паспорту и отказом МФО в реструктуризации ссуд. Рассмотрение подобного рода обращений не относится к компетенции финансового уполномоченного.
В оставшихся 45% случаев граждане не соблюли предусмотренный законом о финомбудсмене претензионный порядок. Клиент МФО до обращения к уполномоченному должен составить жалобу в финансовую компанию. Только в случае несогласия с полученным ответом или его отсутствия потребитель может направить обращение финансовому уполномоченному.
Справка «Известий»
Должность финансового уполномоченного (омбудсмена) появилась в России в сентябре 2018 года. Его задача — решать имущественные споры между гражданами и финансовыми организациями, не доводя дело до суда. Возмещение упущенной выгоды или морального вреда находятся вне его компетенции. Так с 1 июня 2019 года он рассматривает споры со страховыми компаниями за исключением ОМС. С начала 2020 года финуполномоченный занялся претензиями к МФО, а с 1 января 2021 года будет принимать жалобы на банки, кредитные кооперативы, ломбарды и НПФ.
Функции финансового уполномоченного со страховыми отвечают главной проблеме граждан — нежеланием компаний выплачивать возмещение или попыткой максимально снизить его размер. В случае с МФО потребители рассчитывали на другие полномочия. Согласно исследованию ОНФ, большинство граждан ожидали от финомбудсмена юридических консультаций и правовой помощи — 43% опрошенных, а также помощи в досудебном урегулировании споров с финансовыми организациями — 38%.
Как он будет работать?
Финансовый уполномоченный принимает и рассматривает обращения бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования. Омбудсмен рассматривает обращения, если размер требований о взыскании не превышает 500 тысяч рублей, а в отношении ОСАГО — независимо от суммы требования. При этом до обращения к омбудсмену нужно направить претензию для урегулирования спора к своему страховщику. Если компания не удовлетворит претензию или не направит ответ в установленные сроки (30 календарных дней в случае письменного обращения или 15 рабочих дней при подаче заявления в электронном виде), потребитель вправе обратиться к финансовому уполномоченному
Важно при этом уложиться в срок три года с момента, когда человек узнал о нарушении своих прав. При этом уполномоченный должен отвечать потребителям очень быстро — в течение 15 дней после получения заявления
Этот срок может быть увеличен на 10 дней, если необходимо провести техническую экспертизу.
Решение финансового омбудсмена вступает в силу через десять рабочих дней после его принятия. Финансовая компания обязана проинформировать омбудсмена об исполнении его решения или отказе. Если же этого не произошло, на основании решения омбудсмена гражданин получит удостоверение, которое является исполнительным документом.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) уже заявили, что воспользоваться возможностью решить вопрос через финуполномоченногосможет любой гражданин, если его претензия возникла не раньше, чем три года назад, и если она за это время не рассматривалась в суде. То есть если клиент сомневается, что страховщик сделал ему справедливую выплату по уже урегулированному случаю, он может вновь поднять дело, обратившись к омбудсмену.
Стоимость рассмотрения каждого спора, установленная омбудсменом, показалась игрокам страхового рынка завышенной и вызвала масштабные дискуссии. Но, как считают эксперты, как раз этот фактор поспособствует тому, чтобы страховщики начали договариваться со своими клиентами «на берегу».
«Обращение к омбудсмену для рассмотрения спора имеет достаточно высокую стоимость. Это дает страховщикам дополнительный стимул постараться решить споры с клиентами напрямую», — сказал РИА Новости партнер «Первой юридической сети» Павел Курлат.
По мнению юриста и автоэксперта Сергея Смирнова, финомбудсмен действительно добавит проблем криминальным автоюристам, однако полностью искоренить страховое мошенничество ему не удастся. Злоумышленники наверняка смогут придумать новые схемы, которые позволят придать их деятельности законный вид и пройти через рассмотрение дела у финомбудсмена без потерь, отметил эксперт.
Финансовый омбудсмен может рассматривать жалобы только в отношении организаций, присоединившихся к системе финансовых уполномоченных.
Как пояснил журналистам Юрий Воронин, если организация до установленного законом срока не присоединится к системе на добровольной основе, то финуполномоченный в этот период не сможет рассмотреть жалобу гражданина на нее по новой системе — клиенту придется решать спор в судебном порядке.
Как его зовут?
Зовут нового финуполномоченного Юрий Воронин, срок его полномочий — пять лет. Ранее Воронин возглавлял департаменты в Минтруда и Минздравсоцразвития, был замминистра здравоохранения, работал в администрации президента, а с октября 2013 года руководил аппаратом Счетной палаты и только в конце июня 2018 года перешел на должность советника главы ЦБ.
Как заявил сам Воронин в комментарии РБК, после перехода в ЦБ из Счетный палаты у него не было «мыслей о таком варианте развития дальнейшей деятельности». Он отметил, что для него было неожиданностью, когда Сергей Швецов и Эльвира Набиуллина предложили ему стать главным финансовым уполномоченным. «Я посчитал, что это интересный, профессиональный вызов, который грешно было бы упустить», — добавил новый омбудсмен.
Воронин делает акцент на том, что основная цель омбудсмена — призвать страховщиков и их клиентов договариваться друг с другом без привлечения третьей стороны и без обращения в суд.
Согласно федеральному закону «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», главному финансовому омбудсмену в работе будем помогать целая служба финуполномоченных, каждый из которых будет курировать отдельный сектор рынка.
«Институт финансового уполномоченного нужен для более эффективного досудебного урегулирования споров между потребителями и финансовыми организациями, а также для снижения числа споров, в том числе судебных. Еще одна задача омбудсмена — повышение доверия потребителей к финансовому рынку», — прокомментировал Самолёту новость управляющий Отделением Вологда Северо-Западного главного управления Банка России Валерий Носенков.
Почему так мало
В пресс-службе финомбудсмена на вопрос о причинах столь малого числа принятых жалоб не ответили. Однако указали, что на данный момент в его компетенцию входит также рассмотрение претензий в отношении страховых компаний. Всего за полгода обратилось 90,2 тыс. человек. Вопрос о возможном расширении функционала финансового уполномоченного пресс-служба переадресовала в законодательные органы.
В Госдуме готовы добавить финомбудсмену полномочий.
— Мы приглашали его (Юрия Воронина. — «Известия»). Просили представить свои предложения. Пока их не получили. Я за то, чтобы расширить возможности. Но надо опираться на мнение самого омбудсмена, потому что он варится в этом соку и лучше представляет какие полномочия ему необходимы, чтобы лучше решать вопросы по защите прав потребителей услуг МФО. Ждём предложений, — рассказал «Известиям» глава комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
В ЦБ не ответили на вопрос о возможном расширении обязанностей финомбудсмена.
Служба пока не в полной мере соответствует ожиданиям потребителей, полагает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
— Каждый орган имеет свои полномочия. И подменять друг друга они не могут. Жаловаться и писать заявления на нелегальных кредиторов следует в прокуратуру, на обман клиента в Банк России, в случае уголовных правонарушений — в МВД, финансовые имущественные претензии разрешает финомбудсмен, — привела примерный алгоритм Евгения Лазарева.
Однако, в «Общероссийском народном фронте» до сих пор идет дискуссия по поводу доработки закона о финансовом уполномоченном. Там считают, что служба должна стать для потребителя «единым окном», куда граждане смогут обращаться с жалобами не только на досудебные споры с легальными участниками рынка, но и за защитой своих прав от нелегалов.
С таком оценкой не согласились в СРО «Микрофинансирование и Развитие». Решение расширить функционал финуполномочнного работой с нелегальными кредиторами в текущих условия представляется некорректным, рассказали «Известиям» в организации. «Черные» кредиторы не подконтрольны ни одному из регуляторов — ни Банку России, ни ФССП — и их деятельность находится в сфере воздействия правоохранительных органов, добавили там.
В объединении микрофинансистов призвали пока не делать выводов по поводу малого числа рассмотренных жалоб. Полгода в условиях вызванной пандемией COVID-19 нестабильности — это слишком малый срок, чтобы подводить итоги взаимодействия МФО и финомбудсмена, считает директор СРО «МиР» Елена Стратьева. При этом она заметила, что компании уже осуществлявшие взаимодействие с финомбудсменом не испытывают особенных проблем.
— В сентябре прошлого года мы опросили своих членов, чтобы выяснить, сколько судебных разбирательств, аналогичных тем спорам, которые будет рассматривать финуполномоченный, велось с участием МФО в 2019 году. Более 80% опрошенных компаний заявили, что не участвовали в таких делах, — сообщила Известиям» Елена Стратьева.
Исходя из этого вряд ли стоит ждать вала жалоб к финансовому уполномоченному и во втором полугодии 2020 года, уверена глава СРО «МиР».
Микрофинансисты на очереди
В первой половине февраля Юрий Воронин раскрыл характер первых обращений потребителей в отношении МФО. За первый месяц финансовому уполномоченному поступило 34 обращения. В структуре обращений в отношении МФО преобладают жалобы, связанные с несогласием потребителей с размером процентов, требования о возврате средств, уплаченных потребителями за дополнительные услуги. В январе средний размер требований потребителей к МФО составил 17 233 рубля.
Первые решения по результатам рассмотрения обращений в отношении МФО ожидаются в феврале.
Больших сложностей по подключению к личному кабинету и взаимодействию с финуполномоченным в первый месяц выявлено не было. В СРО “МиР” обращались отдельные МФО, но их обращения носили информационный характер: компании просили разъяснить порядок действий при получении уведомления от СОДФУ о получении жалобы. По нашей оценке, в 2019 году в судебных спорах, аналогичных по критериям тем, в решении которых участвует финуполномоченный, принимало участие менее 20% МФО. Разумеется, процедура решения спора с привлечением уполномоченного более удобна и оперативна для потребителя. И количество обращений в новый институт может быть в разы выше, чем в суды. Вместе с тем о снижении затрат на судебные тяжбы говорить не приходится, потому что они и раньше были невысоки.
Елена Стратьева
директор СРО “Мир”
Взаимодействие с финансовым уполномоченным — это совершенно новый, заимствованный в Европе механизм урегулирования споров, и последствия его реализации в России были совершенно непредсказуемы. Рынок услуг перенасыщен так называемыми “автоюристами”, заинтересованными в тяжбах как механизме зарабатывания на страховщиках, и было неизвестно, как они будут пытаться пробиваться через уполномоченного, ведь обращаться к нему может только лично потребитель. Первые полгода работы показали, что, несмотря на обязательное досудебное урегулирование через уполномоченного, большой процент дел идет в суды, где потребители пытаются дополучить и довзыскать то, в чем им было отказано. То есть несмотря на падение доли судебных споров, они все равно остаются.
Елена Гринберг
начальник отдела досудебного урегулирования и взаимодействия с финансовым уполномоченным правового управления “РЕСО–Гарантия”
Обсуждаем новости здесь.
Присоединяйтесь!
Добавить комментарий