С расчетом на авось
По данным мониторинга, население стало адекватнее оценивать свои знания в финансовой сфере. Почти половина (46%) посчитали их неудовлетворительными. Доля тех, кто выставил себе школьную «единицу» (знаний нет вообще), выросла с 16% до 20%.
Динамика субъективной оценки уровня финансовой̆ грамотности
(Считаете ли вы себя финансово грамотным человеком? Дайте оценку своим знаниям и навыкам по пятибалльной шкале, как это принято в школе, где 1 соответствует полному отсутствию знаний и навыков управления личными денежными средствами, а 5 — отличным знаниям и навыкам в этой сфере), % от всех ответивших
Более половины жителей России не ведут письменного учета доходов и расходов семейного бюджета, почти каждому десятому точно не известно, сколько денег поступило и будет потрачено в течение месяца.
Так же свыше половины (51%) не разбираются в особенностях государственной системы страхования вкладов (в октябре 2015 года — 46%). Правильный ответ — государство страхует и гарантирует компенсацию только по вкладам в банках — дает лишь треть (31%, в октябре 2015 года — 36%).
Немногие понимают связь между риском и доходностью (чем ниже риск, тем ниже доходность). Их количество в последние пять лет росло, однако итог 2016 года не обнадеживает: 29% (в 2012 году — 20%).
Почти каждый десятый, подписывающий финансовые договоры, полагается на авось, то есть подписывает, не читая (9%). Четвертая часть (26%) читают, но ставят подпись вне зависимости от понимания. Читали, уточняли, получали консультации в 2016 году 35%.
Контакты
Способы ликвидации финансовой безграмотности
С чего начать повышение уровня образования в сфере финансов? Есть несколько способов, выбирайте тот, который вам кажется оптимальным:
Чтение специальной литературы. Например, я сделала хорошую подборку книг по финансовой грамотности.
По роду своей деятельности я вращаюсь среди инфобизнесменов, которые организовывают подобные курсы. Выбирая бесплатные занятия, вы должны четко понимать, что главная цель любого тренера – не обогатить вас своими знаниями и опытом, а привлечь на платное обучение. Буду рада, если ошибаюсь.
Личное консультирование.
Консультант разработает для вас личный финансовый план, стратегию сбережения и накопления и многое другое. Услуги недешевые. Я посмотрела прайс-лист на сайте Владимира Савенка. Он – первый независимый финансовый консультант в России, который написал много книг по этой теме. К нему я бы с удовольствием записалась на консультацию.
Самостоятельное изучение доступных материалов на сайтах и блогах.
Подробнее о веб-ресурсах, вызывающих доверие, расскажу в следующем параграфе.
Личный опыт.
Не самый хороший способ, зато, наверное, самый эффективный. Это путь анализа собственных ошибок. Личный опыт бесценен, но есть ли время на его получение?
Сюжет
Действие романа происходит в мире, где главенствует логика и цифры, свободно основана на численной военной стратегии, используемой американской и советской разведкой под названием минимакс (часть теории игр). Ведущий, глава мирового правительства, выбирается с помощью сложной компьютерной лотереи. Этот элемент рандомизации служит формой социального контроля, поскольку никто, по крайней мере теоретически, не имеет преимущества перед другими в своих шансах стать следующим Мастером викторины.
Общество развлекается телевизионным процессом отбора, в котором убийца (Ассасин) также (предположительно) выбирается случайным образом. Противодействуя и подавляя угрозы своей жизни, лидер использует телепатических телохранителей, при этом он находится в почтении и уважении народа. Если лидер вдруг умрёт, новый мастер викторины, а также другой ассасин, снова выбираются случайным образом. Мастера викторины занимали должность в течение разного промежутка времени: от нескольких минут до нескольких лет. Таким образом, средняя продолжительность жизни составляет порядка двух недель.
Роман повествует о Теде Бентли, молодого рабочего-идеалиста, который недоволен своим положением в жизни. Бентли пытается устроиться на работу в престижный офис Мастера викторины по имени Риз Веррик. Однако Риза только что отстранили от должности, а Бентли обманом заставили принести нерушимую клятву личной верности бывшему мировому лидеру. Затем Веррик даёт понять, что миссия его организации состоит в том, чтобы убить нового Мастера викторины, Леона Картрайта, в самом ожидаемом в мире «соревновании».
Чтобы сокрушить телепатическую сеть безопасности, защищающую Картрайта, Веррик и его команда изобрели андроида по имени Кит Пеллиг, в которого поочередно внедряются различные умы добровольцев с целью взлома любой устойчивой телепатической блокировки ассасина. Картрайт в конечном счёте убивает Веррика, а Бентли, к своему собственному удивлению, становится следующим Мастером викторины.
Вторая сюжетная линия повествует о команде последователей Леона Картрайта, которые путешествуют в дальние уголки Солнечной системы в поисках таинственной культовой фигуры по имени Джон Престон, который через 150 лет после своего исчезновения, как некоторые считают, каким-то образом жив до сих пор и обитает на легендарной десятой планете, известной как «Пламенный диск».
Финансовая грамотность для пенсионеров и школьников
В рамках статьи хотелось бы поговорить о таких категориях граждан, как школьники и пенсионеры
Почему так важно обратить особое внимание на пожилых людей и приобщить их к изучению основ финансовой грамотности?
- Пенсионеры чаще других становятся жертвами мошенников, начиная от обмана с банковскими картами и заканчивая заманиваем в сомнительные кредитные организации.
- Они придерживаются в основном консервативных взглядов на сбережения и совсем не имеют навыков инвестирования. Поэтому часто большие суммы денег лежат дома, под подушкой или в лучшем случае в банке под очень маленький процент, постепенно теряя свою стоимость.
- Не получают информацию о положенных льготах по налогам, коммунальным платежам, об изменениях в пенсионной реформе. Работает только “сарафанное радио”.
И это далеко не единичный случай, когда информация распространяется по “сарафанному радио”. Такое же безобразие творится с начислением пенсий. Кто-то что-то сказал, пенсионер мчится в пенсионный фонд, там подтверждают, что положен перерасчет и т. д.
Пенсионер сам должен знать и подать заявление и документы на перерасчет пенсии. За информирование пенсионеров никакая организация не отвечает. Это безобразие со стороны государства – наживаться на незнании официальных источников информации пенсионерами.
Мы живем в век информационных технологий. Неужели нельзя сделать нужную информацию более доступной? Социальные баннеры на улице, распространение через соцсети с официальных аккаунтов гос. органов, объявления в банках, на почте, в магазинах и поликлиниках. Или экономить государственный бюджет получается только на пенсионерах?
Программа помощи в изучении денежных вопросов для пенсионеров должна в обязательном порядке включать следующие пункты:
- Информирование всеми возможными способами о льготах по налогам, коммунальным платежам и положенном пересчете пенсий, об изменениях в налоговом и пенсионном законодательстве.
- Бесплатные семинары и онлайн-курсы по финансовой грамотности, на которых стоит уделить время таким вопросам, как:
- правила грамотного пользования дебетовыми и кредитными банковскими картами;
- способы обмана граждан финансовыми мошенниками;
- интернет-мошенники и как не попасться на их уловки;
- оплата покупок, счетов через интернет;
- способы расчета риска при кредитовании;
- современные инструменты сохранения накопленных денег от инфляции и приумножения их для своих детей и внуков.
Считаю простой отговоркой, что сложно до пенсионеров донести нужную информацию, потому что они не владеют новыми информационными технологиями на должном уровне. У каждого есть мобильный телефон, многие общаются в соцсетях, приходят почтальоны с пенсией, соцработники и врачи из поликлиники. Все можно сделать, было бы желание.
Со школьниками никакие отговорки вообще не проходят. Это самые доступные для получения информации люди.
В первую очередь, нам, родителям, надо уяснить одну простую мысль – учить ребенка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста. Это необязательно начинать делать, когда у него появляются собственные средства (например, подарок бабушки). Разговоры о том, что нельзя бездумно тратить все заработанное на покупку дорогой игрушки или модных кроссовок, как у Пети, должны вестись в семье всегда.
Дайте почитать своему ребенку книгу Бодо Шефера “Мани, или Азбука денег”. Он вместе с героями узнает, как заработать, сохранить и как приумножить деньги.
При подготовке материала к этой статье я изучила много сайтов, которые предлагают пройти онлайн-уроки дома или в школе. Они созданы при поддержке наших банковских структур и государственных органов. Они абсолютно бесплатные, польза очевидная.
Но, что я вижу на примерах школ моих дочерей (они учатся в разных учебных заведениях)? Нет абсолютно ничего. Почему? Что мешает подать заявку для школьников и провести уроки онлайн? Ответ – равнодушие.
Для неравнодушных учителей есть несколько интересных ресурсов:
- Проект ”Онлайн-уроки финансовой грамотности. Профессионалы финансового рынка придут в каждую школу”. Организатор проекта – Центральный банк РФ. Совместно с ним занятия ведут более 50 лекторов из банковских организаций, страховых компаний, университетов и государственных органов власти в режиме реального времени. Задают вопросы и отвечают на вопросы школьников.
- Очень интересный проект “Дружи с финансами” реализуется Минфином РФ. Партнерами выступают Банк России и крупнейшие банковские организации. Для детей информация подается в виде комиксов, видеороликов и тестов.
Что такое финансовая грамотность и почему она важна?
Подготавливая материал для этой статьи, я поняла, что могу легко скатиться в область учебника по финансам. Это покажется скучно и неинтересно людям, которые не имеют экономического образования и никогда не слышали о сложных процентах, инвестициях и рисках.
Мне кажется, моя задача – на бытовом уровне простым языком донести до читателей одну единственную мысль – финансовая грамотность нужна абсолютно любому человеку.
Что такое финансовая грамотность и зачем она нужна?
А теперь скажите, что вам это не надо, тогда я смогу посочувствовать вам.
После прочтения Вы поймете, как перестать работать за копейки на нелюбимой работе и начать ЖИТЬ по-настоящему свободно и с удовольствием!
Скачать книгу
Проблемы, с которыми может столкнуться финансово безграмотный человек:
- Участие в сомнительных денежных операциях, которые приводят к потере вложенных средств (например, пирамиды).
- Необдуманное залезание в долги путем взятия кредитов по завышенным ставкам.
- Инвестирование, которое не защищает сбережения даже от инфляции, в т. ч. и пенсионные накопления.
- Непонимание действия большинства рыночных инструментов, грамотное использование которых может привести к улучшению благосостояния.
- Необеспеченная старость на нищенское пособие от государства.
Нам точно не нужны такие проблемы. Поэтому теперь давайте определим основные причины обязательного изучения основ денежной грамотности:
- Научиться вести учет своих доходов и расходов с целью дальнейшего планирования бюджета.
- Научиться жить по средствам, а не становиться вечным клиентом кредитных организаций.
- Разбираться в существующих инструментах по сохранению и приумножению собственных средств, чтобы обеспечить себе получение пассивного дохода в будущем.
- Не стать объектом мошеннических действий.
- Обезопасить себя и свою семью от экономических кризисов.
Расчет графика платежей кредита «Наличными»
Век живи — век учись
Нет пока и однозначного ответа на вопрос, с какого возраста дети должны постигать основы денежных отношений. По мнению некоторых специалистов, такая тема будет хорошо усваиваться лишь старшеклассниками, которые уже интересуются финансовыми вопросами.
— Мне приходилось читать лекции школьникам 8–9 классов в рамках «Недели финансовой грамотности». Они воспринимаются как очередной урок, на котором главное — «отсидеться». Это закономерно, ведь у школьников пока нет своего дохода, — объясняет независимый финансовый советник Евгения Поповская. — Ученики 10–11 классов в этом плане более благодарная аудитория: активно слушают, интересуются финансовыми продуктами, задают вопросы.
монеточка
Фото: Depositphotos
Но введение новых блоков лишь в старших классах означает, что информации будет слишком много
А смогут ли уделять ей достаточное внимание те, у кого на носу экзамены, — вопрос спорный. Поэтому как вариант эксперты предлагают воспитывать правильное отношение к финансам с самого раннего возраста и поэтапно усложнять программу
— На наш взгляд, для максимального эффекта внедрять финансовую грамотность нужно еще с тематических игр в детском саду. Там можно рассказывать о том, что такое деньги, об их номинале и элементарных способах их использования. Младшим школьникам — о видах денег и правилах планирования семейного бюджета. Среднему звену — о часто используемых их родителями инструментах (вкладах, кредитах). Старшему — о процентных ставках, пассивном доходе от инвестиций, мошенничестве, законодательных нормах и правах и прочем, — полагает Роман Макаров, генеральный директор сервиса онлайн-займов «Робот Займер».
Так, сама идея введения такой дисциплины в большинстве случаев не вызывает нареканий. В том, что финансовая грамотность должна прийти в школу, уверены, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более 44% россиян.
До настоящего внедрения программы, по мнению Сергея Хестанова, доцента кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, дело дойдет не скоро.
— Пока у разных министерств своя программа и свой взгляд на то, как это реализовывать, придать ли дисциплине обязательный статус. Я сомневаюсь, что Минобразования пойдет на это до достижения консенсуса между ЦБ и Минфином. Чтобы понять, какой вариант предпочесть, думаю, уйдет еще около пяти лет поиска, экспериментов и тестирований.
Пока же специалисты призывают подтянуть знания финансовой сферы взрослых, для которых уже созданы многочисленные порталы, курсы и семинары, где можно найти полезные советы. Польза от этого будет для всех. Ведь главным примером для детей служат именно их родители.
Ресурсы для повышения уровня образования в сфере финансов
Информации в интернете и в печатных изданиях по восполнению пробелов в вопросах обращения с деньгами очень много. Есть тематические сайты, блоги, YouTube-каналы, онлайн-курсы и целые школы.
Начинающим самостоятельно постигать азы финансов легко запутаться. Давайте посмотрим в первую очередь проверенные источники информации, которые созданы либо при поддержке государственных органов, либо заслуженных фин. организаций:
Fingramota.org
Образовательный сайт, созданный при поддержке экспертной группы по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам ЦБ РФ. На нем публикуется масса полезного материала по финансам. Есть статьи, видео и презентации.
Банки.ру
Информационный портал публикует новости, рейтинги банков и банковских продуктов. Можно по параметрам подобрать дебетовые или кредитные карты. Есть удобные калькуляторы расчета процентов по вкладам и платежей по кредитам.
Fgramota.org
Образовательный портал по фин. грамотности при поддержке Российской экономической школы и Фонда Citi. Знания по управлению финансами преподносятся в игровой форме в виде игры, онлайн-книги, тестов.
Азбука финансов
В самом названии заложен основной принцип портала – изучение темы финансов с самых азов. Есть примеры составления личных финансовых планов для семей с разным уровнем дохода. Ценные советы, которые дают эксперты, можно применить и к составлению собственного плана.
Школа начального финансового образования ФинСтарт
Школа создана членом экспертного совета по финансовой грамотности и по защите прав потребителей финансовых услуг Банка России Андреем Параничем. На сайте можно бесплатно получить доступ к Программе дистанционного обучения ФинСтарт.
Она рассчитана на 2 месяца ежедневных занятий в удобное для обучающегося время. Темы достаточно интересные. Например, “Планирование личных финансов”, “Кредиты”, “Инвестиции. Начало пути” и т. д.
Не забываем об официальных сайтах:
- Банка России,
- Министерства финансов РФ,
- Федеральной налоговой службы и др.
Более подробно об онлайн-образовании говорится в статье про курсы финансовой грамотности.
Добавить комментарий