Куда отправить жалобу?
Как оформить – разобрались. Теперь разберемся, в какую государственную организацию нужно обращаться при различных нарушениях.
Центробанк
Жалоба в ЦБ на МФО имеет смысл тогда, когда:
- у микрофинансовой организации нет разрешения на выдачу микрозаймов;
- проценты по кредиту – слишком большие для рынка;
- данные о вашем выплаченном микрокредите не занесли в БКИ;
- МФО нарушила правила возврата долга – раскрыла кому-то вашу личную информацию, к примеру;
- ставка превышает 1% в день, при этом кредит выдается на срок до года;
- штраф и просрочка превысили максимально допустимую по закону сумму;
- вас не уведомили о полной стоимости кредита – всплыли скрытые комиссии;
- условия договора внезапно изменились без вашего ведома.
Роспотребнадзор
Микрозайм – потребительский, поэтому некоторые нарушения от микрофинансовых организаций попадают под юрисдикцию Роспотребнадзора. Какие именно:
- в договоре нет пункта о том, что вы не разрешаете передавать свою задолженность сторонним организациям (коллекторам);
- компания взимает комиссию за бесплатные вещи – отказ от страховки и пролонгацию;
- вам не предоставили полную информацию о способах погашения минизайма.
В прокуратуру
Писать жалобу в прокуратуру нужно тогда, когда коллекторы или представители микрокредитной компании угрожают вам и вашим близким, звонят ночью, «подкарауливают» вас на улице и так далее. Перед тем, как составлять жалобу, обязательно узнайте у коллекторов, в какой организации они работают – это ускорит процесс. Желательно узнать и фамилию-имя-отчество конкретных надоедающих вам сотрудников, но эту информацию выдаст далеко не каждый коллектор.
Финансовый омбудсмен
Финансовый омбудсмен – это практика, недавно появившаяся и активно развивающаяся в России. Суть: омбудсмен – это юрист, решающий денежные вопросы в досудебном порядке. Причины для обращения – те же, что и для Центробанка. Отличие омбудсмена от суда и ЦБ заключается в следующем:
- Он решает финансовые споры быстрее, чем суд – в течение 15-30 дней, в то время как судебная тяжба может длиться месяцами.
- Вам не нужно быть юридически подкованным – можно объяснить проблему своими словами, юридическую составляющую возьмет на себя омбудсмен.
Таким образом, финансовый омбудсмен решает и проблему клиента с наймом адвоката, и проблему судов с высокой загруженностью. Чтобы подать жалобу, найдите омбудсмена и напишите к нему обращение в вольной форме.
ФССП
Федеральная служба судебных приставов следит за тем, чтобы взыскание долга проходило по закону. В ФССП можно обратиться, если есть следующие нарушения:
- микрокредитная организация звонит или пишет по поводу долга вашим родным, хотя вы не давали на это согласия;
- МКК нарушает правила количества или времени звонков: звонит больше раза в сутки/2 раз в неделю/8 раз в месяц, звонит ночью;
- вам названивает МФО или коллекторы, хотя вы наняли адвоката, через которого должна происходить связь;
- коллекторы угрожают физической расправой или огромными штрафами.
Должен ли ИП соблюдать лимит при снятии наличных на цели, не связанные с бизнесом
В устаревших правилах были приведены ситуации, в которых предельная величина наличных расчетов не применялась. В список входило снятие денег: под отчет; на личные цели ИП; на выплаты сотрудникам из фонда оплаты труда и выплаты социального характера.
Новые правила такого списка не содержат. Можно ли сделать вывод, будто перечисленные операции разрешено осуществлять только с учетом 100 тысячного ограничения?
Нет, нельзя. Объяснение такое же, как для случая с расчетами между бизнесменом и физлицом. В правилах четко сказано, что лимит применяется при расчетах между двумя организациями, двумя ИП, либо организацией и ИП. А снятие предпринимателем наличных на потребительские цели не относится ни к одной из этих операций. Следовательно, ни о каком ограничении тут речь не идет. То же относится к выдаче подотчетных средств и к обналичиванию денег на зарплату.
Расходование наличной выручки на выдачу или возврат займов
Устаревшие правила не позволяли компаниям и предпринимателям направлять наличную выручку на выдачу или возврат кредитов. Чтобы совершить такую операцию, требовалось сначала положить средства в банк, а потом специально для этой цели снять со счета. За нарушение указанной процедуры налоговики штрафовали по части 1 статьи КоАП РФ. В некоторых случаях санкцию удавалось оспорить в суде, иногда арбитраж вставал на сторону инспекторов (подробнее см.: «За какие нарушения кассовой дисциплины налоговики штрафуют предпринимателей и организации»).
Сразу скажем: после вступления в силу комментируемых указаний Центробанка для большинства компаний и ИП все останется по-прежнему. Изменения есть, но они адресованы небольшому кругу, а именно микрофинансовым организациям, ломбардам и кредитным потребительским кооперативам.
Эти категории теперь могут выдавать и возвращать займы из наличной выручки. Но им придется соблюдать лимит. Для ломбардов и МФО он составит 50 тысяч по одному договору займа, но не свыше 1 миллиона рублей в день в расчете на МФО или ломбард. Для потребительских кооперативов – 100 тысяч рублей по одному договору займа, но не более 2 миллионов рублей в день в расчете на кооператив.
Добавить комментарий