Портал о микрозаймах и онлайн-кредитах

Центральный Банк опубликовал письмо, адресованное микрофинансовым организациям

Куда отправить жалобу?

Как оформить – разобрались. Теперь разберемся, в какую государственную организацию нужно обращаться при различных нарушениях.

Центробанк

Жалоба в ЦБ на МФО имеет смысл тогда, когда:

  • у микрофинансовой организации нет разрешения на выдачу микрозаймов;
  • проценты по кредиту – слишком большие для рынка;
  • данные о вашем выплаченном микрокредите не занесли в БКИ;
  • МФО нарушила правила возврата долга – раскрыла кому-то вашу личную информацию, к примеру;
  • ставка превышает 1% в день, при этом кредит выдается на срок до года;
  • штраф и просрочка превысили максимально допустимую по закону сумму;
  • вас не уведомили о полной стоимости кредита – всплыли скрытые комиссии;
  • условия договора внезапно изменились без вашего ведома.

Роспотребнадзор

Микрозайм – потребительский, поэтому некоторые нарушения от микрофинансовых организаций попадают под юрисдикцию Роспотребнадзора. Какие именно:

  • в договоре нет пункта о том, что вы не разрешаете передавать свою задолженность сторонним организациям (коллекторам);
  • компания взимает комиссию за бесплатные вещи – отказ от страховки и пролонгацию;
  • вам не предоставили полную информацию о способах погашения минизайма.

В прокуратуру

Писать жалобу в прокуратуру нужно тогда, когда коллекторы или представители микрокредитной компании угрожают вам и вашим близким, звонят ночью, «подкарауливают» вас на улице и так далее. Перед тем, как составлять жалобу, обязательно узнайте у коллекторов, в какой организации они работают – это ускорит процесс. Желательно узнать и фамилию-имя-отчество конкретных надоедающих вам сотрудников, но эту информацию выдаст далеко не каждый коллектор.

Финансовый омбудсмен

Финансовый омбудсмен – это практика, недавно появившаяся и активно развивающаяся в России. Суть: омбудсмен – это юрист, решающий денежные вопросы в досудебном порядке. Причины для обращения – те же, что и для Центробанка. Отличие омбудсмена от суда и ЦБ заключается в следующем:

  1. Он решает финансовые споры быстрее, чем суд – в течение 15-30 дней, в то время как судебная тяжба может длиться месяцами.
  2. Вам не нужно быть юридически подкованным – можно объяснить проблему своими словами, юридическую составляющую возьмет на себя омбудсмен.

Таким образом, финансовый омбудсмен решает и проблему клиента с наймом адвоката, и проблему судов с высокой загруженностью. Чтобы подать жалобу, найдите омбудсмена и напишите к нему обращение в вольной форме.

ФССП

Федеральная служба судебных приставов следит за тем, чтобы взыскание долга проходило по закону. В ФССП можно обратиться, если есть следующие нарушения:

  • микрокредитная организация звонит или пишет по поводу долга вашим родным, хотя вы не давали на это согласия;
  • МКК нарушает правила количества или времени звонков: звонит больше раза в сутки/2 раз в неделю/8 раз в месяц, звонит ночью;
  • вам названивает МФО или коллекторы, хотя вы наняли адвоката, через которого должна происходить связь;
  • коллекторы угрожают физической расправой или огромными штрафами.

Должен ли ИП соблюдать лимит при снятии наличных на цели, не связанные с бизнесом

В устаревших правилах были приведены ситуации, в которых предельная величина наличных расчетов не применялась. В список входило снятие денег: под отчет; на личные цели ИП; на выплаты сотрудникам из фонда оплаты труда и выплаты социального характера.

Новые правила такого списка не содержат. Можно ли сделать вывод, будто перечисленные операции разрешено осуществлять только с учетом 100 тысячного ограничения?

Нет, нельзя. Объяснение такое же, как для случая с расчетами между бизнесменом и физлицом. В правилах четко сказано, что лимит применяется при расчетах между двумя организациями, двумя ИП, либо организацией и ИП. А снятие предпринимателем наличных на потребительские цели не относится ни к одной из этих операций. Следовательно, ни о каком ограничении тут речь не идет. То же относится к выдаче подотчетных средств и к обналичиванию денег на зарплату.

Расходование наличной выручки на выдачу или возврат займов

Устаревшие правила не позволяли компаниям и предпринимателям направлять наличную выручку на выдачу или возврат кредитов. Чтобы совершить такую операцию, требовалось сначала положить средства в банк, а потом специально для этой цели снять со счета. За нарушение указанной процедуры налоговики штрафовали по части 1 статьи  КоАП РФ. В некоторых случаях санкцию удавалось оспорить в суде, иногда арбитраж вставал на сторону инспекторов (подробнее см.: «За какие нарушения кассовой дисциплины налоговики штрафуют предпринимателей и организации»).

Сразу скажем: после вступления в силу комментируемых указаний Центробанка для большинства компаний и ИП все останется по-прежнему. Изменения есть, но они адресованы небольшому кругу, а именно микрофинансовым организациям, ломбардам и кредитным потребительским кооперативам.

Эти категории теперь могут выдавать и возвращать займы из наличной выручки. Но им придется соблюдать лимит. Для ломбардов и МФО он составит 50 тысяч по одному договору займа, но не свыше 1 миллиона рублей в день в расчете на МФО или ломбард. Для потребительских кооперативов – 100 тысяч рублей по одному договору займа, но не более 2 миллионов рублей в день в расчете на кооператив.

Похожие публикации

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.